Анализ опытно-экспериментального исследованияСтраница 3
Показатели уровня враждебности отражены на рисунке 2 [Приложение 2, таблица 4].
Рис.2 Результаты диагностики уровня враждебности учащихся 10-1 класса по методике Басса-Дарки
Видим, что:
у 3 учеников (15%) - низкий уровень враждебности, им свойственен низкий уровень поведенческой регуляции, нарушение межличностных отношений, недостаточная социальная зрелость, нарушения дисциплинарных и моральных норм поведения, отсутствие адекватной самооценки и реального восприятия действительности, низкие адаптационные возможности.
у 10 учеников (50%) - высокий уровень враждебности. Им характерны: высокая тревожность, мнительность, нерешительность, неуверенность в себе, особенно в условиях динамичной обстановки, дефицита времени и информации. Повышенная ранимость и чувство неполноценности, бесконечный анализ своих действий, склонность к сомнениям, пониженной самооценке и недовольству собой; требовательность в выполнении формальностей, деликатность и тактичность, робость, пониженная активность; трудность в принятии решений, избегание ответственных задач. Повышенные возбудимость, агрессивность, неуживчивость, упрямство и настойчивость.
у 7 учеников (35%) - средний уровень враждебности. Испытуемые, которым характерна такая черта личности, как враждебность имеют следующие общие черты. Они обидчивы и подозрительны, при этом подозрительность имеет ярко выраженную форму. Испытуемые очень часто испытывают чувство зависти и ненависти к окружающим за действительные и вымышленные действия.
Проанализируем результаты, полученные по методике "Оценка отношений подростка с классом". Результаты представлены на рисунке 3 [Приложение 2, табл.5].
Рис. 3. Результаты по методике "Оценка отношений подростка с классом"
Как видно из рисунка, 45% детей принадлежит к третьему типу восприятия группы. Это означает, что индивид воспринимает группу как самостоятельную ценность. На первый план для индивида выступают проблемы группы и отдельных ее членов, наблюдается заинтересованность как в успехах каждого члена группы, так и группы в целом, стремления внести свой вклад в групповую деятельность. Проявляется потребность в коллективных формах работы.
35% детей принадлежит ко второму типу. В этом случае индивид воспринимает группу как средство, способствующее достижению тех или иных индивидуальных целей. Группа оценивается с точки зрения ее "полезности" для индивида. Отдается предпочтение более компетентным членам группы, способным оказать помощь, взять на себя решение сложной проблемы или послужить источником необходимой информации.
20% детей воспринимают группу согласно первому типу. При этом индивида воспринимают как помеху своей деятельности или относится к ней нейтрально. Группа не представляет ценности для индивида. Это проявляется в уклонении от совместной деятельности, в предпочтении индивидуальной работы. Этот тип - "индивидуалистический".
Следующим этапом исследования стало определение взаимосвязи между внутренней позицией школьника (в нашем случае мы рассматриваем отношение к классу, как одну из составляющих внутренней позиции младшего подростка) и особенностями его поведения (мы будем изучать агрессивное поведение).
Сформулируем гипотезы:
Н0 - Корреляция между уровнем агрессии и баллам по коллективистическому восприятию группы не отличается от нуля;
Н1 - Корреляция между уровнем агрессии и баллам по коллективистическому восприятию группы значимо отличается от нуля.
Построим таблицы рангов для каждого класса отдельно. Для 5-а класса -таблица 7.
Таблица 2
Ранговая корреляция
переменная А |
переменная В |
d | |||
Уровень агрессии |
ранг |
балл по коллективистическому восприятию группы |
ранг |
d2 | |
15 |
2 |
8 |
20 |
-18 |
324 |
29 |
18,5 |
3 |
3 |
15,5 |
240,25 |
26 |
16,5 |
3 |
3 |
13,5 |
182,25 |
30 |
20 |
4 |
7,5 |
12,5 |
156,25 |
18 |
4,5 |
7 |
17,5 |
-13 |
169 |
26 |
16,5 |
4 |
7,5 |
9 |
81 |
23 |
13 |
4 |
7,5 |
5,5 |
30,25 |
25 |
14,5 |
3 |
3 |
11,5 |
132,25 |
19 |
8 |
6 |
13 |
-5 |
25 |
21 |
11 |
3 |
3 |
8 |
64 |
22 |
12 |
3 |
3 |
9 |
81 |
19 |
8 |
5 |
10 |
-2 |
4 |
15 |
2 |
7 |
17,5 |
-15,5 |
240,25 |
19 |
8 |
6 |
13 |
-5 |
25 |
15 |
2 |
7 |
17,5 |
-15,5 |
240,25 |
25 |
14,5 |
6 |
13 |
1,5 |
2,25 |
19 |
8 |
6 |
13 |
-5 |
25 |
19 |
8 |
7 |
17,5 |
-9,5 |
90,25 |
29 |
18,5 |
4 |
7,5 |
11 |
121 |
18 |
4,5 |
6 |
13 |
-8,5 |
72,25 |
суммы |
210 |
102 |
210 |
0 |
2305,5 |
Техника и приемы общения
Содержание и цели общения являются его относительно неизменными составляющими, зависящими от потребностей человека, не всегда поддающихся сознательному контролю. То же самое можно сказать и о наличных средствах общения. Этому можно обучат ...
Развитие способностей
Для того чтобы задатки превратились в ярко выраженные способности, необходимо с детства создавать условия для их формирования: занятие детей техническим, научным и художественным творчеством, многоплановость деятельности ребенка, широта и ...
Формальные и неформальные группы
Различают формальные и неформальные группы. Формальные – это когда руководство искусственно создает группу для решения определенной задачи. Неформальные – это когда группа возникает самопроизвольно, не имеет четко определенного статуса в ...