ПриложенияСтраница 21
Уточнение (выяснение) относится к непосредственному содержанию того, что говорит другой человек. Уточнение может быть направленным на конкретизацию и выяснение чего-либо ("Ты сказал, что это происходит давно. Как давно это происходит?", "Ты именно в четверг не хочешь идти в школу?"). Уточнение также может относиться ко всему высказыванию другого человека ("Объясни, пожалуйста, что это значит?", "Не повторишь ли еще раз?", "Может быть, расскажешь про это поподробнее?"). Уточнение следует отличать от выспрашивания ("А зачем ты это сказал?", "Почему ты его обидел?"). На этапе слушания, выспрашивание может разрушить желание говорящего сообщать что-либо. Часто это приводит и к нарушению контакта между людьми, который лучше сохранять во время беседы.
Отражение чувств — проговаривание чувств, которые испытывает другой человек ("Мне кажется, ты обижен", "Вероятно, ты чувствуешь себя расстроенным"). Последствия: дети меньше боятся негативных чувств; видят, что родители понимают их. Лучше называть чувства в утвердительной форме, так как вопрос меньше выражает сочувствие. Этот прием способствует установлению контакта и повышает желание другого человека рассказывать о себе, но в том случае, если тот не пытается скрывать свои чувства. Родитель не должен заниматься выпытыванием тех переживаний, которые ребенок хочет оставить при себе.
Проговаривание подтекста — проговаривание того, о чем хотел бы сказать собеседник, дальнейшее развитие мыслей собеседника. Подростки часто хорошо понимают, что стоит за словами взрослых, какой "закадровый перевод" можно осуществить. Проговаривание подтекста надо осуществлять для лучшего взаимопонимания и дальнейшего продвижения в беседе, а не для того, чтобы показать, насколько хорошо слушающий подросток знает своих родителей. А если знание используется для манипуляции близким человеком, в конечном итоге это разрушает благоприятные взаимоотношения. И уж, конечно, проговаривание не должно превращаться в оценивание, что иногда очень хочется сделать подростку в разговоре с родителями. Оценивание у любого человека блокирует желание рассказывать о проблеме.
Резюмирование используется в продолжительных беседах или переговорах ("Итак, мы договорились с тобой, что .", "Твоими основными идеями являются ."). Подведение итогов требует от слушающего внимания -и умения кратко излагать свои и чужие мысли.
5. Работа в парах для тренировки приема проговаривания (полного и краткого пересказа): на первом этапе один партнер все время только слушает и пересказывает, возвращая мысли собеседнику, затем они меняются ролями; на втором этапе надо пересказывать высказывания партнера и продолжать разговор, то же делает второй партнер. Тема, обсуждаемая собеседниками, касается какой-то проблемы, которая, по мнению старшеклассников, тревожит родителей.
6. Словарь чувств. Это упражнение можно выполнять с помощью мяча или мягкой игрушки: каждый называет какое-то чувство и отдает мяч (игрушку) другому.
Восприятие музыки как процесс.
Музыкально-слуховая деятельность осуществляется на двух уровнях –перцептивном, связанном с восприятием музыки и на апперцептивном, связанном с её представлением.
Лишь многократное восприятие музыки позволяет человеку сформировать полноце ...
Экспериментальная психология
Мощное течение в психологической мысли России было представлено так называемой экспериментальной психологией. Становление направления, базирующегося на экспериментальном методе исследования психических явлений, осуществлялось под воздейст ...
Душа как предмет психологических знаний
Психология зародилась в недрах философии, и первые представления о ее предмете связывались с понятием «душа». Практически все древние философы пытались выразить с помощью этого понятия самое главное, сущностное, начало любого предмета жив ...