ПриложенияСтраница 18
2. Предостережение, предупреждение, угроза.
Эти реакции родителей создают у детей чувство боязни и покорности ("Если ты это не сделаешь, то пожалеешь"). Они также могут вызвать сопротивление и враждебность, как и приказания, директивы, команды. Эти сообщения говорят о том, родитель не уважает желания и чувства ребенка ("Если не прекратишь игру, я все это выброшу"). Эти сообщения также вызывают у ребенка желание "испытать" родительскую угрозу, для того чтобы увидеть, произойдут ли обещанные последствия.
3. Увещевание, морализирование, пристыжение. Эти сообщения возлагают на ребенка груз внешнего авторитета, долга обязанности. Дети могут отвечать на все эти "должен", "нужно", "следует" сопротивлением и еще более сильным отстаиванием своей позиции ("Ты должен всегда уважать своих учителей"). Они могут заставить ребенка чувствовать недоверие со стороны родителей или вызвать у ребенка чувство вины — "я плохой" ("Тебе не следует думать так").
4. Советы, готовые решения.
Такие сообщения часто ощущаются детьми как свидетельство того, что родители не доверяют способности ребенка самому принять решение. Они могут повлиять на формирование у ребенка чувства зависимости и прекращение развития самостоятельности ("Что мне нужно сделать, папа?"). Советы часто передают чувство превосходства родителей над ребенком ("Мы с мамой лучше знаем, как надо"). У ребенка также может выработаться чувство, что родители его совершенно не понимают. Советы могут привести к тому, что ребенок перестанет развивать свои собственные идеи.
5. Нотации,, поучения.
Дети обычно ненавидят нотации ("Разошелся, а я сиди и слушай"). Поучения делают из ребенка ученика, создают чувство подчиненности, неполноценности. Дети часто отметают родительские аргументы ("Твои идеи устарели") и, как и взрослые, не любят, когда им доказывают, что они не правы. Иногда дети предпочитают игнорировать факты ("Ну и что"; "Наплевать"; "Со мной этого не случится").
6. Критика, несогласие.
Эти сообщения, пожалуй, более других вызывают у детей чувство неадекватности, тупости, никчемности, "я плох". Оценки и суждения родителей очень влияют на "образ Я" у ребенка. Как родитель судит о ребенке, так и ребенок будет судить о самом себе. Критика также часто вызывает контркритику ("На себя бы посмотрел"; "Сами так делаете"). Оценивание заставляет детей скрывать свои чувства от родителей ("Если я им скажу, меня будут ругать"). Частая оценка и критицизм приводят к тому, что многие дети чувствуют, что они плохи и что родители не любят их Часто они сердятся на все это, и может возникнуть ненависть к родителям.
7. Похвала, согласие.
Вопреки распространенному мнению, что похвала всегда хорошо влияет на ребенка, она часто дает негативные эффекты. Позитивная оценка, которая не соответствует образу "Я" ребенка, может вызвать враждебность ("Я ненавижу свои волосы"; "Я плохо играл, неуклюже"). Отсутствие похвалы в семье, где обычно часто хвалят, может быть понято ребенком как критика ("Ты ничего не сказала о моей прическе, значит, она тебе не нравится").
Виды лжи
Одной из задач данного исследования является теоретический анализ особенностей понимания зарубежных и отечественных авторов о различных видах лжи в межличностном взаимодействии.
П. Экман очень широко трактует понятие «ложь». Экман выделя ...
Контроль поведения
1. Регулирование индивидуальной физической реальности (где и с кем живет, какую одежду и прически носит, какую пищу ест, сколько позволяется спать, финансовая зависимость);
2. Большая часть времени обязательно посвящается индоктринации и ...
Игра.
Игра – это обманчиво простой термин, обозначающий разнообразные виды деятельности. Она имеет биологическую основу, которая наблюдается в играх молодых животных и детей человека. У человека игра тесно связана с культурой. Эта связь ярко пр ...