ПриложенияСтраница 14
Занятие 2. Мир детский и мир взрослый
Цели. Осознание разницы между "миром" ребенка и взрослого, что выражается в особенностях восприятия, эмоциональных переживаниях, мотивации поведения и т.д. Приобретение навыков анализа причин поведения родителей, исходя из позиции родителей.
Содержание занятия
1. Занятие можно начинать с упражнения с мячом: бросить мяч и дать пожелание другому.
2. Обсуждение домашнего задания в форме групповой дискуссии в большом кругу.
3. Информационная часть. Ведущий объясняет причины разной организации восприятия окружающего мира ребенка и взрослого, указывает на импульсивность, эмоциональность, кажущуюся алогичность взрослых поступков и т.п. Старшеклассникам ведущий объясняет, что часто родителю кажется, что ребенок плохо себя ведет из-за злой воли, стремясь "насолить" родителю, однако так бывает далеко не всегда.
4. "Погружение". Участникам предлагается одна или несколько ситуаций взаимодействия между родителями и детьми и дается задание представить себя на месте родителей. Далее участники делятся эмоциональным опытом проживания ситуации.
5. "Билль о правах". (Упражнение разработано Лебедевой Е.И. и Ежовым Д.И. для "Тренинга эффективного взаимодействия взрослого и ребенка". Институт тренинга.) Ведущий делит группу на две половины. Одна группа представляет детей, а другая — родителей. Задача каждой группы заключается в составлении списка своих прав. После того как каждая группа закончила подготовку такого списка (в течение 15—20 минут), "родители" и "дети" начинают поочередно предъявлять эти права друг другу, причем каждое право может быть внесено в окончательный список только тогда, когда оно принято другой стороной. Каждая сторона имеет возможность отклонить какое-то право или настаивать на его изменении. Ведущий регулирует дискуссию и выносит принятые обеими сторонами права на видное место.
Если дискуссия затягивается, ведущий проясняет, почему стороны не могут договориться, и прекращает обсуждение, воспользовавшись правом вето. Лучше заранее предупредить группу о том, сколько времени отводится на обсуждение каждого пункта, обычно это занимает не более 3—5 минут.
В этой игровой ситуации хорошо моделируются процессы отстаивания детских прав и те состояния, которые возникают в связи с этим у детей и родителей, поэтому при подведении итогов желательно обратиться к чувствам участников группы.
Ведущему лучше самому разделить членов группы на "родителей" и "детей", определив в группу "детей" наиболее центрированных на своей родительской позиции взрослых. Необходимо также напомнить "родителям", что они должны писать свои права, исходя из своих взрослых ролей, для этого можно встать на место собственных родителей.
6. Психогимнастическое упражнение. Один из участников выходит в центр круга и закрывает глаза (или используется повязка), остальные подходят к нему и кладут свои руки на его ладони. Задача участника — угадать, чьи это руки.
Контроль поведения
1. Регулирование индивидуальной физической реальности (где и с кем живет, какую одежду и прически носит, какую пищу ест, сколько позволяется спать, финансовая зависимость);
2. Большая часть времени обязательно посвящается индоктринации и ...
Понятие межличностного конфликта
Межличностный конфликт проявляется во взаимодействии между двумя и более лицами. В межличностных конфликтах субъекты противостоят друг другу и выясняют свои отношения непосредственно, лицом к лицу. Это один из самых распространенных типов ...
Присяжные и уголовные суды
Присяжные уголовных судов. -- Общий характер присяжных. -- Статистика указывает, что их решения независимы от их состава. -- Как производить впечатление на присяжных. -- Слабое действие рассуждений. -- Способы убеждения, к которым прибега ...