Приложения
Страница 17

Материалы » Формирование ценностного отношения подростка к семье » Приложения

6. Домашнее задание.

Нарисовать круглый стол и попросить старшеклассника рассадить за этим праздничным столом тех, кого он хотел бы видеть на семейном празднике. Подросток сам должен нарисовать то количество стульев, которое ему необходимо, не надо ему подсказывать и навязывать свое решение.

Обсудить с подросткам значение слова "комплимент". Сделать друг другу комплименты.

Занятие 4. Проблемы детей и проблемы родителей. Активное слушание как способ решения проблем детей

Цели: Пояснить различия проблем родителей и проблем детей; познакомиться с целями и приемами активного слушания.

Содержание занятия

1. Психогимнастическое упражнение: каждый по очереди высказывает пожелание группе на сегодняшний день. Упражнение можно выполнять с мячом или замещающим его предметом.

2. Обсуждение домашнего задания в форме обмена содержанием записей из дневников. Это домашнее задание позволяет подростку лучше узнать свое ближайшее социальное окружение. Считает ли он таковым только членов своей семьи или присоединяет к ним других взрослых, своих друзей, родственников и т.п. Известно, что именно люди из ближайшего окружения оказывают значимое влияние на ребенка. При обсуждении можно обратить внимание старшеклассника на то, как он рассаживает своих гостей, кого приближает, а кого отдаляет от себя, какие микрогруппы создает.

В целом можно сказать, что бывают более "закрытые" и более "открытые" семьи, и в рисунке подростка это отражается большим или, соответственно, меньшим составом приглашенных на праздник. Степень открытости семьи нельзя расценивать с точки зрения позитивности —негативности, каждая семья живет своим "уставом", о чем говорит и известная русская пословица. Однако важно, чтобы излишняя интровертированность родителей не мешала ребенку осваивать различные типы отношений между людьми.

В рисунках подростков хорошо видно, насколько они готовы смешивать свой "детский мир" со "взрослым миром". Некоторые ученики сажают за стол своих друзей вместе с родителями (хотя это и не всегда принято в семье), а другие уже в раннем возрасте отделяют себя от круга взрослых. В этом задании, как и во всех других, не ставятся цели указать, как должно быть, важно, чтобы старшеклассник мог лучше понять формирующуюся концепцию своего ближайшего окружения и свою степень влияния ее на него. Тренер лишь создает ситуацию и способствует обсуждению в группе тех проблем, которые могут волновать отдельных участников.

3. Ведущий может предложить участникам группы познакомиться со списком Т. Гордона, состоящим из 12 категорий родительских ответов.

Каталог негативных эффектов типичных родительских реакций (по Т. Гордону)

1. Приказ, директива, команда.

Эти сообщения говорят ребенку, что его чувства или нужды не важны; он должен действовать в соответствии с тем, что его родитель чувствует или хочет сделать ("Мне не важно, что ты собираешься делать: немедленно иди домой"). Они сообщают о неприятии ребенка таким, какой он есть в этот момент ("Перестань крутиться вокруг меня"), и вызывают страх перед родительской властью. Они могут создавать чувство обиды, злости, сопротивления и сообщать ребенку, что родитель не доверяет суждениям или способностям ребенка ("Не трогай это блюдо, отойди от малыша").

Страницы: 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22


Bиды вoпpocoв и иx пpeдпocылки
Вопросы можно классифицировать по разным основаниям. Рассмотрим основные виды вопросов. 1. По способу запроса неизвестного различают уточняющие и восполняющие вопросы. Вопросы, в которых информацию требуется уточнить, называются уточняющ ...

Особенности межличностных конфликтов
1. В межличностных конфликтах противоборство людей происходит непосредственно, здесь и сейчас, на основе столкновения их личных мотивов. Соперники сталкиваются лицом к лицу. 2. В межличностных конфликтах проявляется весь спектр известных ...

Работа педагога
Большинство педагогов ежедневно сталкиваются с проявлениями агрессивного поведения подростков. При этом, некоторые не которые из них, отрицают существование данной проблемы в целом или в тех подростковых коллективах с которыми им приходит ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyage.ru