Экспериментальное
исследование делинквентных подростков. Констатирующий эксперимент как
начальный этап практического исследованияСтраница 3
Данные представленные выше свидетельствуют, что большинство обследованных подростков из групп «А» и «Б» проявляют довольно высокую тревожность. Это относится, как к проявлениям личностной тревожности, так и ситуативной. Группа «А» характеризуется наличием у 33% испытуемых – очень высокого уровня ситуативной тревожности, у 33% - высокий уровень тревожности. Средний уровень отмечен у 27% подростков из группы воспитанников, отбывающих наказание за преступления, легкой и средней тяжести (в основном кражи ст. 158 УК РФ). Низкого уровня ситуационной тревожности у данной группы выявлено не было, однако 7% подростков показали очень низкий уровень.
Данные по личностной тревожности в группе «А» подтверждают результаты исследования по шкале ситуативной тревожности, за исключением некоторых отличий (см. рис. 2.1.2.).
Ситуативная тревожность Личностная тревожность
Рис. 2.1.2. Процентные отношения по методике Спилбергера (группа подростков отбывающих наказание за совершение преступлений легкой и средней тяжести (Группа «А»)
Личностная тревожность этих подростков, как устойчивая черта личности выглядит очень неблагоприятно. 60% воспитанников группы «А» показали очень высокий уровень личностной тревожности. Что касается низкого уровня и очень низкого, здесь также наблюдается некоторые расхождения с уровнем ситуативной тревожности – 13% показали низкий уровень, 7% - очень низкий.
Результаты, показанные группой «Б», то есть подростками, которые отбывают наказание в воспитательной колонии за преступления, относимые уголовным законодательством к тяжким (убийство, изнасилование), так же демонстрируют наличие высокого уровня ситуативной и личностной тревожности. На рисунке 2.1.3. наглядно показано процентное соотношение по двум видам тревожности.
Здесь видно, что ситуативная тревожность в группе «Б», более ярко выражена по сравнению с личностной тревожностью, если очень высокий уровень ситуативной тревожности показали 60% воспитанников, то очень высокий уровень личностной тревожности выявлен у 34% подростков.
Рис. 2.1.3. Результаты группы «Б» по методике Спилбергера
Таким образом, можно сделать вывод, что подростки, совершившие более тяжкие преступления, находятся на более высоком уровне ситуативной тревожности, личностная же тревожность, выявленная в двух группах подтверждает, что психическое состояние большинства воспитанников характеризуется наличием отклонений в поведении испытуемых.
Следующая методика была проведена с целью выявления уровня самооценки у воспитанников БВК.
Диагностика уровня самооценки проводилась также в группах (отдельно «А» и «Б») с помощью методики Л.Д.Столяренко [44] (см. Приложение 3).
После выполнения ипытуемыми задания, была произведена обработка результатов.
Результаты были подсчитаны по формуле
Дi = (Ri1 - Ri2),
где Ri1 (номер) — ранг 1-го качества в 1-м столбике; Ri2 — ранг 1-го качества во 2-м столбике; Д — разность рангов 1-го качества в столбцах. Возводим Д в квадрат. Затем полученные (Дi2, в квадрате) и находим коэффициент ранговой корреляции:
,
где, Rs – коэффициент ранговой корреляции по Спирмену;
di – разница между рангами показателей одних и тех же испытуемых в упорядоченных рядах;
n – число испытуемых или цифровых данных (рангов) в коррелируемых рядах.
Укажем полный расчет по одному из испытуемых (Николай Н.):
Таблица 2.1.3.
Уровень самооценки (контрольный этап)
Ri1 |
Идеал |
Ri2 |
«Я» |
1 |
Добросовестность |
3 |
Доброта |
2 |
Самостоятельность |
2 |
Самостоятельность |
3 |
Доброта |
1 |
Добросовестность |
4 |
Ум |
14 |
Лень |
5 |
Правдивость |
5 |
Правдивость |
6 |
Аккуратность |
8 |
Принципиальность |
7 |
Скромность |
10 |
Гордость |
8 |
Принципиальность |
19 |
Эгоизм |
9 |
Общительность |
4 |
Ум |
10 |
Гордость |
7 |
Скромность |
11 |
Настойчивость |
15 |
Зазнайство |
12 |
Жизнерадостность |
17 |
Подозрительность |
13 |
Равнодушие |
9 |
Общительность |
14 |
Лень |
12 |
Жизнерадостность |
15 |
Зазнайство |
16 |
Трусость |
16 |
Трусость |
13 |
Равнодушие |
17 |
Подозрительность |
6 |
Аккуратность |
18 |
Жадность |
11 |
Настойчивость |
19 |
Эгоизм |
20 |
Нахальство |
20 |
Нахальство |
18 |
Жадность |
Цели, содержание, принципы организации деятельности психологической службы
школы.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ШКОЛЫ — специализированное подразделение в системе народного образования, основной задачей которого является обеспечение условий, способствующих полноценному психическому и личностному развитию каждого ребенка, нару ...
Периодизация развития личности З.Фрейда.
Согласно З.Фрейду, развитие личности соответствует психосексуальному развитию человека. Движущей силой развития личности является врожденная энергия либидо (сексуальная энергия). В разные возрастные периоды развития человека она реализует ...
Психолого-педагогические условия влияния внутренней
позиции на поведение младших подростков
Большое значение для своевременной коррекции особенного поведения младших подростков является изучение их внутренней позиции и создание таких психолого-педагогических условий, которые смогли бы помочь младшему подростку адаптироваться к ш ...